Миссия Финансового центра
Обеспечить доступность среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования гражданам Республики Казахстан посредством развития системы государственно-частного партнерства в области образования.
Видение Финансового центра до 2023 года
Финансово устойчивая компания с высоким уровнем доверия населения, которая выполняет государственные задачи по финансовой поддержке граждан РК, желающих получить образование, и улучшению условий проживания студенческой молодежи.
История
За последние 10 лет произошло значительное сокращение государственного сектора, и одновременно, интенсивное развитие негосударственного сектора образования. В республике сформировался рынок образовательных услуг, где функционируют на равных правах государственные и негосударственные высшие учебные заведения.
Рынок образовательных услуг, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции. Однако это в значительной мере сказывается на доступности образования для различных слоев населения. Для многих казахстанских родителей поступление ребенка в ВУЗ — это дополнительные расходы для семейного бюджета, для отдельных слоев населения высшее образование – это непозволительная роскошь.
В последние 10 лет в республике получила развитие подготовка специалистов, как по заказу государства – на конкурсной основе путем получения государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов, так и за счет собственных средств. Государство также финансирует и частный сектор образования, размещая государственный образовательный заказ в негосударственных вузах, прошедших государственную аттестацию.
Изменен принцип финансирования подготовки специалистов: грантовые или кредитные средства получает студент, а не высшее учебное заведение, т.е. произошел переход от принципа «финансирования объекта образования» к принципу «финансирование субъекта образования».
На сегодняшний день в Казахстане функционируют 122 высших учебных заведений всех форм собственности и ведомственной подчиненности (что по сравнению с 2003/2004 гг. ниже на 33%). При этом, численность студентов за этот период снизилась на 25%, в 2017/2018 учебном году в ВУЗах Казахстана обучается 496,2 тыс.чел. Снижение произошло за счет повышения стоимости образования и уменьшения количества государственных образовательных грантов.
Анализ реформируемой системы образования Республики Казахстан и происходящие в ней изменения позволяют сделать как позитивные, так и негативные выводы.
В основном доступ граждан к высшему образованию Казахстана обеспечивается за счет платного обучения. Государственный образовательный заказ в государственных вузах составляет только третью часть от общего контингента студентов вузов. В целях повышения конкурентоспособности образования и науки, развития человеческого капитала для устойчивого роста экономики государством разработан ряд программ для поддержки студенческой молодежи, среди которых государственные образовательные кредиты, стипендиальная программа «Болашак», образовательный депозит (ГОНС), программа по трудоустройству выпускников и другие.
2005 год
Впервые идею о создании госпрограммы по поддержке студенческой молодежи озвучил Президент страны Нурсултан Назарбаев, который еще в 2005 году в своем Послании «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» отметил, что «у нас много талантливых ребят, которые могут и хотят стать инженерами, технологами. Образовательные гранты и кредиты - вот что станет реальной помощью государства».
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 01 июня 2005 года государственное учреждение «Финансовый центр» Министерства образования и науки Республики Казахстан было реорганизовано путем преобразования в акционерное общество «Финансовый центр», которое является правопреемником по правам и обязательствам государственного учреждения. Также общество определено поверенным по возврату государственных образовательных и государственных студенческих кредитов в республиканский бюджет.
2011 год
Президент страны Нурсултан Назарбаев, в своем Послании указал, что «необходимо разработать накопительную систему, подобную той, что мы развиваем в «Жилстройсбербанке» в системе ипотечного кредитования. Казахстанцы должны иметь возможность накапливать деньги для обучения своих детей и получать бонусы от государства».
Таким образом Министерство образования и науки РК стало инициатором образовательной накопительной системы.
2012 год
1) Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 февраля 2012 года № 248 утверждены Правила гарантирования образовательных кредитов, предоставляемых финансовыми организациями.
АО «Финансовый центр» являющееся подведомственной организацией Министерства образования и науки Республики Казахстан, осуществляет выдачу гарантий по кредитам, предоставляемым студентам банками, а также обеспечивает возврат ранее выданных образовательных и студенческих кредитов.
2) АО «Финансовый центр», являясь оператором Министерства образования и науки Республики Казахстан, обеспечивает с 2012 года мониторинг и контроль за соблюдением выполнения молодыми специалистами, обучившимися за счет бюджетных средств, своих обязанностей по отработке, в соответствии с п.17 ст.47 Закона РК «Об образовании».
2013 год
14 января 2013 года был принят Закон Республики Казахстан «О Государственной образовательной накопительной системе», соответственно с этого периода и начала работать Государственная образовательная накопительная система (ГОНС).
В качестве оператора по данной программе выступает АО «Финансовый центр». В функции АО «Финансовый центр» входит заключение соглашений о сотрудничестве с банками-участниками программы и с учебными заведениями, а также регистрация и учет договоров по вкладам, начисление премий государства, перечисление их банкам, возврат премий государства в бюджет в случаях, предусмотренных законом.
Необходимо отметить, что Казахстан – первая страна, внедрившая подобную программу на территории СНГ. Что касается международного опыта, данная система успешно апробирована и реализована в странах Европы, Юго-Восточной Азии, Америки, где государство поощряет такие вложения путем предоставления налоговых льгот и различных субсидий.
С 2013 года «Финансовый центр» является оператором услуг по сопровождению и мониторингу внедрения подушевого нормативного финансирования в пилотных организациях среднего образования. С сентября 2013 года подушевое финансирование внедрено в 50 пилотных школах в 4 областях республики (Алматинская (4 школы), Актюбинская (15 школ), Восточно-Казахстанская (12 школ) и Южно-Казахстанская области (19 школ)). С 1 января 2014 года в апробацию включены еще 13 школ Акмолинской области.
2014 год
АО «Финансовый центр» стало разработчиком постановления «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий», где закреплено право Министерства образования и науки РК (далее - МОН РК) на определение условий оплаты труда педагогическим работникам организаций среднего образования с подушевым нормативным финансированием в зависимости от качества предоставляемых образовательных услуг и результатов их деятельности;
Приказом Министра образования и науки РК от 14 июля 2014 года № 279 создана рабочая группа в целях решения проблемных вопросов реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования, возникающих на этапе апробации.
2015 год
Правительством РК принято решение о продолжении апробации подушевого финансирования среднего образования только 10-11 классов в 63 пилотных школах Республики. В основном в Южно-Казахстанской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях.
2017 год
В проект подушевого финансирования дополнительно вошли 5 школ г.Астана и 5 школ г.Алматы.
АО «Финансовый центр» заключает Меморандумы о сотрудничестве с общеобразовательными школами Казахстана в целях продвижения программ: Государственная образовательная накопительная система (ГОНС) и Гарантирование образовательных кредитов (ГОК). В рамках данных меморандумов планируется обмен мнениями и информацией по актуальным вопросам развития ГОНС и ГОК, консультирование родителей и школьников об указанных программах, а также размещение на сайтах, стендах школ информации о ГОНС и ГОК и информировать один раз в полугодие родителей учеников с 1 по 11 классы на родительских собраниях о наличии и возможностях указанных государственных программ. В ноябре 2017 года АО «Финансовый центр» заключил уже 1000-й меморандум.
2018 год
Реализуется Третья социальная инициатива Президента РК «Повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студенческой молодежи». В рамках этой инициативы строительство общежитий ведется на принципах государственно-частного партнёрства, по соглашению вузов и колледжей с девелоперскими компаниями. Государство, со своей стороны, через Министерство образования и науки гарантирует возмещение части инвестиций, направляемых на строительство общежитий. АО «Финансовый центр» является оператором этой программы, отвечает за расчёт нормативов, калькуляцию, разработку договоров, их заключение и выплаты.
Кроме того, перед АО «Финансовый центр» стоят задачи по развитию культуры накопления на обучение, популяризации образовательных накопительных вкладов «AQYL». Популяризация данной программы имеет важное значение для повышения доступности высшего образования в стране.