Новости

21

апр

21.04.2017

Международный научно-образовательный центр атомной промышле...

21

апр

21.04.2017

Школы национальных ценностей при вузах предложил открыть Ер...

21

апр

21.04.2017

Smart Zholy: как молодым казахстанцам построить цифровую эк...

20

апр

20.04.2017

Почти 72 процента выпускников Южного Казахстана будут сдава...

Подушевое нормативное финансирование

  • Главная
  • Подушевое нормативное финансирование
Суть подушевого нормативного финансирования заключается в переходе от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию затрат на обучение учащихся в зависимости от их численности. 

При подушевом нормативном финансировании меняется сам подход к проблеме. На передний план «выходят» ученики и их интересы и права в получении качественного образования. Повышается эффективность управления организационными и финансовыми вопросами организации образования, повышается эффективность организации образовательного процесса, и все это ведет к возникновению «здоровой» конкуренции между образовательными учреждениями за контингент, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы. 

Подушевое нормативное финансирование среднего образования заключается в централизации расходов на образовательный процесс (реализацию Государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования) на республиканском уровне и выделении средств в расчете на 1-го учащегося в год. Объем выделяемых средств зависит от численности учащихся. 

В расходы на образовательный процесс организации среднего образования включаются: 

 - расходы на оплату труда работников;   

 - взносы работодателя;   

 - расходы на выплату пособий на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску работников в размере одного должностного оклада;   

 - учебные расходы (дополнительные учебники, учебно-методические комплексы, учебные, наглядные материалы и пособия);   

 - стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса – средства республиканского бюджета, предусмотренные для выплаты премий и установления стимулирующих надбавок работникам организации среднего образования в целях дифференциации их заработной платы в зависимости от результатов деятельности, а также покрытия других нужд организации среднего образования, связанных с образовательным процессом.    


Расходы на образовательный процесс организации среднего образования определяются на каждого обучающегося (подушевой норматив финансирования образовательного процесса). Размер подушевого норматива финансирования образовательного процесса различается: 

- в зависимости от вида реализуемых образовательных программ: общеобразовательные, специализированные, специальные образовательные учебные программы, индивидуальное обучение на дому; 

- в зависимости от уровня реализуемой образовательной программы: предшкольная подготовка в предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, начальное, основное среднее, общее среднее образование (в настоящее время вносятся изменения в Методику подушевого нормативного финансирования среднего образования об исключении данного пункта, в связи с новым подходом к апробации подушевого финансирования среднего образования в 10-11 классах);; 

- в зависимости от места реализации образовательной программы: город, сельская местность. 

Функция по обеспечению образовательной среды школ (коммунальные услуги, текущий ремонт, обслуживание зданий, подвоз и питание учащихся, прочее) остаются в компетенции местных исполнительных органов с целью сохранения ими ответственности за состояние и развитие сети организаций среднего образования в регионах, поддержание материальной базы и инфраструктуры школ. 

Расходы на образовательную среду финансируются исходя из фактических потребностей организаций среднего образования с учетом требований законодательства Республики Казахстан. 

Финансирование образовательного процесса организации среднего образования осуществляется за счет средств республиканского бюджета, образовательной среды – за счет средств местных бюджетов.

Основания для внедрения подушевого нормативного финансирования:   

1) Государственная программа развития образования РК на 2011 - 2020 годы (раздел «Финансирование системы образования»): 

«Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании. В 2011 году будет разработана методика подушевого нормативного финансирования. Она позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения. К 2015 году механизм подушевого финансирования будет реализован во всех организациях образования, от дошкольных до ТиПО, кроме малокомплектных школ». 

2) Выступление Главы государства перед студентами Назарбаев Университета (5 сентября 2012г.)

«Нам необходимо обеспечить поэтапный переход среднего образования на подушевое финансирование. В случае перехода ученика в другую школу, деньги последуют за ним. Таким образом, мы повысим конкуренцию среди школ. Поручаю Правительству приступить к внедрению подушевого финансирования на пилотных школах». 


Цель и эффект от внедрения подушевого нормативного финансирования:  
 

Подушевое нормативное финансирование, внедряемое в Казахстане, преследует цель усовершенствовать систему финансирования среднего образования и ориентировать ее на обеспечение равного доступа к образовательным услугам путем нормирования бюджетных расходов на реализацию образовательного процесса в школах в соответствии с едиными требованиями государственного стандарта образования.   

Подушевое нормативное финансирование обеспечивает единый подход при расчете объема средств на финансовое обеспечение прав граждан на получение бесплатного среднего образования с учетом применения подушевого норматива финансирования образовательного процесса (стоимости обучения 1-го ученика). 

В основе подушевого нормативного финансирования лежит принцип «деньги следуют за учеником». Эффектом от внедрения подушевого нормативного финансирования будут служить: 

 развитие конкуренции между учебными заведениями, так как у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а деньги в школу придут вместе с учеником;   

 повышение качества образовательного процесса, так как угроза оттока учеников будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей, материальную базу и условия учебы в школе.

Дополнительное стимулирование педагогических работников школ   

В настоящее время действующая в Казахстане система оплаты труда работников организаций образования не связана с конечными результатами работы и включает только должностной оклад (ставку), доплаты и надбавки за условия труда. Стимулирующие же надбавки и премии для работников можно устанавливать только при экономии средств образовательного учреждения и отсутствии кредиторской задолженности. Существующие схемы начисления заработной платы не связаны с конкретными результатами деятельности работников. 

В рамках внедрения механизма подушевого нормативного финансирования предполагается формирование в школах за счет средств республиканского бюджета фондов стимулирования (около 10% расходов, предусмотренных на образовательный процесс) для выплаты премий и установления стимулирующих надбавок педагогическим работникам в зависимости от результатов их деятельности, а также покрытия других нужд школы, связанных с образовательным процессом (закуп развивающей литературы для учащихся, оплата услуг приглашаемых в школу лекторов и др.). 

Стимулирование труда педагогов при подушевом финансировании позволит привлечь к работе в школах молодых преподавателей, так как позволит молодому учителю, если он обеспечивает соответствующее качество работы, получить соответствующую заработную плату независимо от стажа работы. Это также мощный стимул самосовершенствования и для учителей со стажем.

К нуждам организаций среднего образования, связанным с образовательным процессом относятся потребности организаций среднего образования в расходах на:

а) повышение квалификации педагогических работников внутри страны и за рубежом и связанные с этим командировочные расходы;

б) проведение и участие педагогических работников в конференциях, семинарах, консультациях, выставках, мастер-классах, круглых столах;

в) проведение и участие учащихся в конкурсах научных проектов (научных соревнованиях), спортивных соревнованиях, интеллектуальных и иных конкурсах и других мероприятиях;

г) приобретение и доставку учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, в соответствии с приказом и. о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 ноября 2013 года № 460 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» сверх приобретения и доставки, возложенных на местные исполнительные органы, согласно статье 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»;

д) обеспечение работы клубов и кружков по интересам, учебных мастерских в целях развития творческих способностей учащихся;

е) проведение учебных занятий (лекций), в том числе дистанционно работниками, не состоящими в штате организации образования, привлекающей указанных работников;

ж) приобретение учебного оборудования в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 марта 2012 года      № 97 «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования»;

з) подписку на периодические издания;

и) услуги Интернета.

Схема финансирования пилотных школ с подушевым нормативным финансированием   

Подушевое финансирование образовательного процесса в пилотных школах реализуется за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета путем заключения соглашений между МОН и местными исполнительными органами.

Выделение и использование сумм целевых текущих трансфертов производится в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Финансирование образовательной среды пилотных школ осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов также в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан (т.е. финансироваться по действующей схеме).

Форма обратной связи:

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Яндекс.Метрика