Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Основания для внедрения подушевого нормативного финансирования:
  1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы: «Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании.
    До 2020 года в каждой полнокомплектной школе будут созданы попечительские советы по модели пилотных школ, апробируемых в рамках внедрения подушевого финансирования.
    В 2019 году будет завершен процесс внедрения подушевого финансирования во всех городских школах по итогам положительной апробации».
  2. Выступление Главы государства перед студентами Назарбаев Университета (5 сентября 2012г.):
    «Нам необходимо обеспечить поэтапный переход среднего образования на подушевое финансирование. В случае перехода ученика в другую школу, деньги последуют за ним. Таким образом, мы повысим конкуренцию среди школ. Поручаю Правительству приступить к внедрению подушевого финансирования на пилотных школах».

Цель и задачи внедрения подушевого нормативного финансирования

Суть подушевого нормативного финансирования заключается в переходе от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию затрат на обучение учащихся в зависимости от их численности.

Цель подушевого финансирования - повышение качества образования за счет усиления роли педагогического потенциала.

Задачи подушевого нормативного финансирования:

  • планирование государственных расходов на 1 ученика, а не на школу;
  • формирование единого подхода к определению базовых расходов на получение детьми среднего образования в соответствии с требованиями ГОСО;
  • учет объективных факторов, влияющих на величину расходов (в зависимости от месторасположения, вида образовательных программ и уровня образования);
  • прозрачное, справедливое и целевое расходование бюджетных средств;
  • придание школам финансовой самостоятельности и повышение уровня менеджмента, открытость в принятии решений.

Совершенствование подушевого нормативного финансирования

При подушевом нормативном финансировании меняется сам подход к проблеме. На передний план «выходят» ученики и их интересы и права в получении качественного образования. Повышается эффективность управления организационными и финансовыми вопросами организации образования, повышается эффективность организации образовательного процесса, и все это ведет к возникновению «здоровой» конкуренции между образовательными учреждениями за учащихся, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы.

Первоначально были нормированы расходы на образовательный процесс, которые включали:

  • расходы на оплату труда работников педагогического и управленческого персонала;
  • взносы работодателя;
  • расходы на выплату пособий на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску работников в размере одного должностного оклада;
  • учебные расходы (дополнительные учебники, учебно-методические комплексы, учебные, наглядные материалы и пособия);
  • стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса – средства, предусмотренные для выплаты премий и установления стимулирующих надбавок работникам организации среднего образования в целях дифференциации их заработной платы в зависимости от результатов деятельности, а также покрытия других нужд организации среднего образования, связанных с образовательным процессом.

В целях совершенствования механизма подушевого нормативного финансирования и упрощения формулы с 1 сентября 2016 года внесены следующие изменения и дополнения в Методику:

  • исключение из подушевого норматива образовательного процесса расходов на оплату гимназического компонента, доплат за проживание в зонах экологического бедствия и радиационного риска, стимулирующей составляющей. Данные расходы планируются независимо от подушевого норматива;
  • нормирование расходов образовательной среды (оплата труда административного и вспомогательного персонала; расходы на проведение текущего ремонта, содержание и обслуживание зданий; приобретение хозяйственных, канцелярских, строительных товаров). Капитальные расходы, затраты Фонда всеобуча, расходы на организацию питания и подвоза учащихся, на оплату коммунальных услуг осуществляются за пределами норматива.

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Методику, финансирование образовательного процесса и образовательной среды осуществляется за счет средств местных бюджетов с выделением дополнительного финансирования из республиканского бюджета для выравнивания расходов между школами.

Действующий подушевой норматив различается по месторасположению школы (село, город), по виду образовательных программ (общеобразовательный класс, коррекционный класс).

В настоящее время разработана Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам подушевого нормативного финансирования среднего образования», в рамках которой планируется дальнейшее совершенствование механизма подушевого нормативного финансирования.

Кроме того, в Закон Республики Казахстан «Об образовании» включена норма, позволяющая размещение государственного образовательного заказа в частных школах, что приведет к планомерному развитию государственных школ и привлечению частного капитала в среднее образование.

Схема финансирования пилотных школ с подушевым нормативным финансированием

Подушевое нормативное финансирование в пилотных школах реализуется за счет средств местного бюджета, с выделением дополнительных средств, в виде целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на выравнивание расходов.

Выделение и использование сумм целевых текущих трансфертов производится в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Финансирование расходов, не учтенных в подушевом нормативе, осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов также в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан (т.е. финансируются по действующей схеме).