Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл. Выкл.

В настоящее время система финансирования среднего образования устроена так, что финансируется школа, а не отдельный ученик. Ежегодно расходы индексируются, т.е. чем больше школа тратит в текущем году, тем больше она получает в следующем году. Расходы на одного учащегося по регионам неоднородны, различаются в объемах до 2,5 раз. Внедрение подушевого финансирования позволит выровнять расходы на образование в региональном сравнении, повысит прозрачность и эффективность затрат, в конечном итоге будет способствовать повышению и выравниванию качества обучения во всех регионах.

Подушевое финансирование обеспечит:

Во-первых, выравнивание расходов на каждого ученика в регионах. Нормативы расходов на 1 ученика будут различаться только по уровням образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), месторасположению организации образования (город, село).

Во-вторых, развитие конкуренции между учебными заведениями, так как у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а деньги в школу придут вместе с учеником. Угроза оттока учеников будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей, материальную базу и условия учебы в школе.

В-третьих, переход на режим хозяйственного ведения, внедрение корпоративных форм управления школами через попечительские советы. Это создаст стимулы для директоров школ увеличивать эффективность использования бюджета школы. Попечительские советы будут наделены серьезными полномочиями в финансовой сфере, согласовании кандидатуры руководителя школы.

Таким образом, подушевое финансирование позволит вывести систему среднего образования на качественно новый уровень, придать её развитию необходимый динамизм.


Подушевой норматив различается:
–  по уровню образования (1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы);
– по виду образовательных программ (общеобразовательные программы, коррекционные программы для учащихся с особыми образовательными потребностями);
– по месту обучения (в общеобразовательном классе, обучение на дому, обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном классе);
–  по месторасположению школы (вне зоны/зона экологического бедствия/зона радиационного риска).
К примеру, в классах коррекционно-развивающего обучения в зоне радиационного риска средняя стоимость обучения выше, чем в общеобразовательных классах.

В первую очередь нужно отметить, что, благодаря подушевому финансированию, школы приобрели большое количество учебно-наглядных пособий, дидактических материалов, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, компьютерной техники. Увеличилось число работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку. Увеличилось количество проведенных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, соответственно, возросло число учащихся - призеров, победителей.
Кроме того, школы провели текущий ремонт (здания школы, футбольного поля, внутренних помещений школы, кровли, покраска полов, стен и др.), с целью создания нормальных условий обучения.
Все эти факторы повлияли на повышение качества знаний учащихся. Анализ промежуточных итогов апробации подушевого финансирования среднего образования за 4 года показал следующее:
– улучшились результаты ежегодного контроля успеваемости учащихся в среднем по всем уровням образования: с 54 баллов в 2012-2013 учебном году до 61,9 баллов за 2017-2018 учебный год;
– средний показатель ЕНТ в пилотных школах увеличился с 71 до 77,1 балла.
Внедрение подушевого финансирования отразилось и на воспитательном процессе, что позволило увеличить охват внешкольной деятельностью большего количества школьников.
Так, число кружков и секций для развития детей в 2012-2013 учебном году составило 912 единиц, и к 2017-2018 год увеличилось до 1 795 единиц.
Доля учащихся-победителей, призеров, лауреатов конкурсов и соревнований (спортивные, предметные, научные, интеллектуальные) в 2017-2018 учебном году составила 63 % от общего числа учащихся, в то время как в 2012-2013 учебном году данный показатель составлял 18%.
Увеличилось количество олимпиад, конкурсов, соревнований, в которых приняли участие учащиеся пилотных школ, и составило по итогам отчетного учебного года – 8 599 единиц (в 2012-2013 учебном году – 2480 единиц).
Апробация подушевого финансирования отразилась и на активности педагогов:
– в пилотных школах появились 75 педагогов, имеющих академическую степень магистра;
– количество методических пособий и иных изданий, выпущенных педагогами пилотных школ за 2017-2018 учебный год, составило 3 257  (в 2012-2013 учебном году – 2053 единицы).
На сегодняшний день качество образования в пилотных школах оценивается вышеперечисленными показателями, но не ограничено ими.
Подушевое финансирование предусматривает конкуренцию между школами, что подтолкнет школы создавать условия, привлекательные для учеников (привлекать лучших педагогов, оснащать школу лучшим оборудованием и т.д.).
Однако, не будем забывать, что для многих родителей лучшая школа - это школа рядом с домом. Кроме того, в Методике подушевого нормативного предусмотрен корректирующий (снижающий) коэффициент к подушевому нормативу, как сдерживающий фактор для переполненных школ: чем больше в школе учащихся по сравнению с проектной мощностью, тем меньше становится размер норматива.
Таким образом, привлекая все большее количество учащихся в свою школу, директор школы должен обеспечить соответствующее качество образования, иначе может сработать обратный эффект  - если падает уровень качества преподавания, то происходит отток учащихся в другие школы.

В пилотном проекте подушевого финансирования принимали участие 73 школы республики. В соответствии с посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»  «…будет внедрено подушевое финансирование в городских школах».

В целях реализации вышеуказанного документа принято решение о приостановлении участия сельских школ в пилотном проекте подушевого нормативного финансирования.

В связи с вышеизложенным на сегодняшний день сельские школы остаются на сметном финансировании, исходя из фактических расходов.

Кроме того, на сметном финансировании остаются малокомплектные школы, по причине того, что при внедрении принципа подушевого нормативного финансирования, возникнет риск того, что школа не получит необходимого объема средств.


Разработан ряд критериев отбора школ для перехода в организационно-правовую форму «государственное предприятие на праве хозяйственного ведения» (далее – ГП на ПХВ), такие как:
- статус городской дневной полнокомплектной школы;
- финансирование школы должно осуществляться по принципу подушевого нормативного финансирования;
- наличие контингента учащихся, превышающего проектную мощность, и с положительной динамикой роста контингента за последние три года.
При этом для школ, которые перейдут в ГП на ПХВ, основным направлением деятельности остается организация учебного процесса. В данном контексте требования к руководителю школы-предприятия будут такими же, что и для директора школы-учреждения.
Вместе с тем, преобразование будет осуществлено поэтапно, т.е. предполагается пилотирование на базе школ города Астаны. При успешности данная практика будет распространена по всей республике.

Организационно-правовая форма «государственного предприятия на праве хозяйственной ведения» (далее - ГП на ПХВ) предоставляет школе ряд преимуществ:
– самостоятельность в определении системы оплаты труда;
– самостоятельность в формировании штатного расписания;
– возможность открытия счета в банке второго уровня;
– возможность накопления средств на счете и использование их для развития школы в будущем периоде.
При этом, при реорганизации школы из «Государственного учреждения» (далее – ГУ) в ГП на ПХВ:
- сохраняются социальные гарантии для работников (например, сохранение очереди на жилье) и учащихся школы (финансовая и материальная помощь);
- сохраняются налоговые льготы, действующие для ГУ;
- перечень платных услуг регулируется Законом РК «Об образовании» и является идентичным перечню платных услуг для ГУ;
- запрещается оказание образовательных услуг в рамках государственных общеобязательных стандартов образования на платной основе.


Яндекс.Метрика